 **Bash** (**B**ourne **A**gain **Sh**ell) - одна из нескольких сотен вариаций командной оболочки (CLI), весьма и очень часто применяемая в среде [Linux](/Linux), но может быть реализована и на [Windows](/Windows), с помощью [MinGW](/Windows/Software/MinGW) или [WSL](/Windows/Software/WSL). Скорее всего, в качестве оболочки по умолчанию в [Linux](/Linux) ты увидишь или Bash или [Sh](/Linux/System/Sh). Но не исключены другие варианты, вроде [Zsh](/Linux/System/Zsh) и ksh, но по сути освоив Bash можно легко перекатываться на другие оболочки, потому как суть у них примерно одна, разница лишь в некоторых особенностях. Так же как и любая командная оболочка поддерживает выполнение скриптов. ## Список встроенных команд Bash Опираться стоит на man самого интерпретатора Bash, поскольку в системе часть команд представлены как отдельные исполняемые файлы, возможно со своими особенностями и параметрами. ### Ввод и вывод - **echo** - вывод выражения или содержимое переменной stdout - **printf** - тот же echo но более функциональный - **read** - чтение переменной с stdin (или ввод с клавиатуры если интерактивный режим) ### Файловая система - **cd** - изменение каталога - **pwd** - вывод текущего каталога - **pushd** - изменяет текущий каталог с возможностью возврата в обратном порядке - **popd** - возвращает текущий каталог после pushd - **dirs** - выводит или очищает содержимое стека каталогов, сохранённых через pushd ### Переменные - **let** - производит арифметические операции над переменными - **eval** - транслирует список аргументов из списка в команды - **set** - изменяет значения внутренних переменных скрипта - **unset** - удаляет переменную - **export** - экспортирует переменную, делая её доступной дочерним процессам - **declare**, **typeset** - задают и/или накладывают ограничения на переменные - **getopts** - используется для разбора аргументов, передаваемых скрипту из командной строки ### Управление сценарием - **source**, **.** (точка) запуск указанного сценария - **exit** безусловное завершение работы сценария - **exec** заменяет текущий процесс новым, запускаемым командой exec - **shopt** позволяет изменять ключи (опции) оболочки «на лету» ### Команды - **true** возвращает код завершения ноль (успешное завершение) - **false** возвращает код завершения, который свидетельствует о неудаче - **type** *prog* выводит полный путь к prog - **hash** *prog* запоминает путь к prog - **help** *COMMAND* выводит краткую справку по использованию внутренней команды *COMMAND* ### Управление запущенными в командной оболочке задачами - **jobs** показывает список запущенных в командной оболочке задач либо информацию о конкретной задаче по её номеру - **fg** переключает поток ввода на текущую задачу (или на определённую задачу, если указан её номер) и продолжает её исполнение - **bg** продолжает исполнение текущей приостановленной задачи (или определённых задач, если указаны их номера) в фоновом режиме - **wait** ожидает завершения указанных задач ## Пример простейшего скрипта ``` #!/bin/bash echo "Hello World!" ``` В первой строчке указан путь до Bash интерпретатора, во второй единственное действие - вывод строчки Hello World! Для того чтобы скрипт выполнился, необходимы права запуска (+x), поэтому назначить его можно так ```shell chmod +x scriptname.sh ``` В соответствии с требуемыми правами, рекомендуется ознакомиться со статьей [chmod](/Linux/System/chmod). Так же стоить отметить, что расширение не играет никакой роли, скрипт может называться произвольным образом.